С принятием Конституции Чеченской Республики 2003 года начинается новый этап в истории чеченского парламентаризма. Был воссоздан республиканский парламент, состоящий из двух палат и наделенный достаточно широкими властными полномочиями. Новой чеченской Конституцией была заложена первоначальная законодательная база для формирования полностью независимой ветви представительной власти. Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что это было только начало длительной и кропотливой работы по тонкой «настройке» всего политического механизма Чеченской Республики. В частности, необходимо было с одной стороны оптимизировать структуру высшего органа законодательной власти, с другой – отработать механизм взаимодействия с исполнительной и судебной ветвями власти.
Что касается оптимизации структуры органа законодательной власти, то конкретные шаги в этом направлении уже предприняты. В Конституцию Чеченской Республики были внесены поправки, благодаря которым стало возможным проведение 12 октября 2008 года выборов в новый однопалатный парламент, состоящий из 41 депутата.
Необходимо сказать, что в лице парламента 1-го созыва Чеченская Республика впервые за последние два десятилетия получила законодательный орган, деятельность которого заслуживает положительной оценки. Как известно, ему отводилась роль главного приводного ремня в сложном механизме, связывающем государство и общество, власть и народ, и с этой задачей он справился. Уже само его появление сыграло положительную роль в преодолении унаследованного от 90-х годов внутричеченского политического противостояния. Главное – была создана законодательная база, обеспечивающая развитие экономической, политической, социальной и гуманитарной сфер Чеченской Республики в рамках Российской Федерации.
Заметим также, что впервые создан прецедент цивилизованного реформирования законодательной ветви власти, а в будущем парламент может и должен стать главным фактором, обеспечивающим стабильность в Чеченской Республике.